Словарь терминов

Седла

13 августа 2010

Поскольку седло для лошади только числится за ней, а на самом деле нужно исключительно мягкому месту всадника, то этот элемент конской амуниции совершенствуется постоянно. Следствием этого прогресса стало появление разновидностей лошадиных седел:

     Европейское седло

  Собственно, английское или изобретенное позднее охотничье седло, в своей истории развития происходит из подобных форм уже в XVI веке. В те времена кавалерийские седла все более и более модифицировались, чтобы превратиться в легкое, с более хорошим сиденьем охотничье седло. Базовый элемент седла, деревянный ленчик, придающий седлу его форму и стабильность, до сегодняшнего дня остался аналогичным. В процессе дальнейшего развития английское седло претерпело значительные изменения.

     Седло должно гарантировать всаднику удобную посадку и одновременно хорошо соответствовать спине лошади. Седло используется в классических видах конного спорта (троеборье, конкур, выездка), а также для охоты. Эти седла разработаны не для того, чтобы лошадь работала под ними по несколько часов в день.

Строение  и покрой английского седла

     Душой английского седла является хорошо сидящий ленчик, который сегодня  обычно состоит из комбинации дерева и стали, так называемый «Федербаум». Однако еще встречаются обычные  деревянные ленчики, и вместе с тем — также и изготовленные полностью из искусственных материалов. ?скусственный материал легче, чем дерево или, соответственно, деревянно-металлическая комбинация. Правда, в первые годы была проблема со стабильностью формы у ленчиков из искусственных материалов. Чаще всего применяются «Федербаум». Отдельные элементы у всех ленчиков более или менее одинаковы.

     Ленчик  состоит из нескольких элементов  из твердых пород древесины, чаще всего из бука. Передняя лука, сиденье  и задняя лука спрессовываются в  форму горячими. Отдельные части затем монтируются и покрываются защитным материалом. Здесь до сих пор использовалась сырая кожа, натягивавшаяся влажной и затем высушиваемая до чрезвычайно жесткого защитного слоя. В настоящее время ленчики обтягиваются искусственным материалом.

     Передняя  лука, как и гребень седла, укрепляются  впоследствии металлическими пластинками, чтобы форма держалась стабильно. Нижняя поверхность ленчика и  задняя лука также предусматривают  применение металлических пластинок, которые возвращают дереву его изначальную форму, если оно деформируется при нагрузках. Последними монтируются замки седла.

     Полный  ленчик состоит из:

• передней луки с железными вставками,

• крыльев: плоские  накладки на область плеч,

• полок: несущая  часть, связывающая переднюю и заднюю луки, укреплена металлом,

• задней луки,

• замков: крепежей для путлищ.

     Для начала этот ленчик должен точно подходить  лошади, а затем уже седло в  несколько приемов доводят до рабочего состояния с помощью  различных обивок, располагаемых  под покровной декоративной кожей.

     ?зготовление  таких седел дорого. Стоя на пороге покупки седла, следует обратить особое внимание на следующие пункты, поскольку в продаже имеются  ленчики различной формы.

     Без нагрузки между железной пластинкой луки и холкой должно быть пространство в три-четыре пальца, поскольку седло будет притянуто подпругами и углубится за счет веса всадника.

     Передняя  лука (гребень седла) должна быть высокой настолько, чтобы не касаться холки лошади под весом всадника. Слишком низкая лука обусловливает классические намины от седла, в худшем случае — открытые раны на холке. Конечно, достаточная высота луки взаимозависима от ее ширины. Когда седло накладывается, оно не должно ни возвышаться над холкой (лука слишком узкая), ни прилегать вплотную (лука слишком широкая).

     Крылья  седла (плечевые части) должны быть расставлены настолько широко, чтобы не мешать лошади свободно двигаться в области плеч. Здесь седло не должно стеснять лошадь. ?наче это часто приводит к неопределенной хромоте, поскольку акт движения передней конечностью оказывается неполноценным. Следующим образом можно установить, подходит ли седло лошади: помощник берет переднюю ногу лошади за путовый сустав и вытягивает ее вперед. При этом важно, чтобы лошадь протянула ногу от плеча. Теперь надо осторожно, чтобы не защемить руку, просунуть ладонь между седлом и плечом лошади.

     Полки (то есть, собственно, те части седла, что лежат непосредственно на спине лошади) по всей длине должны хорошо прилегать к спине лошади, даже без нагрузки седла весом всадника. Если это не так и полки слишком сильно или недостаточно изогнуты, то ленчик не соответствует спине. Тогда в среднем 75 кг веса всадника должны будут распределиться по еще меньшей поверхности.

     Очень сложно судить об изгибе и положении  полок. К тому же седло не должно быть пристегнутым. Его фиксируют одной рукой посередине сиденья и проводят другой рукой под седлом спереди назад точно в полости канала. Если проверяющая рука чувствует изменение давления, то это означает, что изгиб полок неточно подходит к спине и поэтому необходимо примерить другое седло. Седло, качающееся на поверхности спины, не подходит. Его даже не следует проверять дальше.

     Одновременно  седло должно обеспечивать свободу  позвоночному столбу. Между прилегающими подушками седла над позвоночником должен оставаться полый канал, с тем, чтобы и во время езды спина достаточно вентилировалась и не испытывала давления. Проверить, достаточно ли велик канал, можно, если просунуть руку от передней луки до задней — она должна проходить без затруднений.

     Точный  покрой может быть подобран только тогда, когда седло накладывается  на спину лошади без вальтрапа. В  случае, если продавец предлагает вальтрап для защиты седла, следует использовать тонкий льняной вальтрап и ни в  коем случае не толстый.

     Если  согласно вышеописанным пунктам седло оказывается подходящим, можно его нормально пристегнуть и апробировать. Лошадь под седлом должна поработать так, чтобы равномерно хорошо пропотеть. После расседлывания лошадь должна быть равномерно влажной под седлом, без сухих участков (за исключением канала над позвоночником, который должен располагаться под ленчиком свободно). Если все же среди влажных участков встречаются сухие места, это означает, что в этих местах седло слишком узкое. Чрезмерное давление блокирует функции потовых желез кожи, так что они больше не могут нормально работать.

     Чтобы любой молодой человек в разговоре  с барышней, занимающейся конным спортом, имел хоть какие-то шансы на успех, приводим ниже значение некоторых терминов, связанных с конструкцией лошадиного седла, а также места, где эти элементы следует искать на лошадином седле:

     Гребень- покрытие передней луки седла.

     Передняя лука-вогнутость над холкой; форма луки придается за счет железа.

     Сиденье- легко догадаться где искать, строение сиденья зависит от области применения седла. Чаще всего из прочной гладкой кожи, по возможности, без давящих швов в этой зоне.

     Задняя лука- она же венец седла, может быть выше и сильнее выражен в зависимости от типа седла.

     Крыло- величина и длина зависят от типа седла. Форма также зависит от наклона/положения передней луки.

     Потник- накладывается на тело лошади под седло, имеет защитную функцию. В последнее время на заднем конце потника находятся валики.

     Валики- обивка в области колена всадника, возможно, также позади икр (седло для троеборья). Они должны обеспечивать большую стабильность ноге всадника.

     Приструги- находятся между потником и крылом, предназначены для закрепления подпруг, обычно три приструги. Какие две из них использовать, зависит от формы тела лошади: у лошадей с круглыми ребрами обычно две передние, у более сухих и натренированных — две последние.

     Путлища- ремни для подвешивания стремян. Должны быть расположены максимально тесно к самой глубокой точке сиденья, чтобы всадник мог их найти естественно опущенной ногой.

     Стремена- знает даже ребенок, рекомендуются безопасные стремена.

     Подпруга- ремень (ремни), крепящие седло на спине животного. Может быть сделана из кожи, а также из других материалов. У шнуровой подпруги следует обращать внимание на то, чтобы шерсть лошади не защипывалась между шнурами и не возникало излишнее давление.

     Замок служит для подвешивания путлищ. Двигающийся назад и вверх язычок следует или регулярно проверять, или оставлять полностью открытым, чтобы при падении путлище могло выскользнуть, если нога всадника осталась в стремени.

     Седельные подушки- кожаные карманы для установки обивки седла. Седельные подушки должны быть очень тщательно обиты, чтобы седло лежало равномерно. Если это не так, оно будет отклоняться вперед или назад от центра тяжести. 

Седло для выездки (выездковое седло)

     Седло для выездки в его сегодняшней  форме наиболее похоже на старое английское охотничье седло. Передняя лука стоит  вертикально и тем самым обусловливает  прямое, не выдающееся вперед крыло. Сиденье  выездкового седла короткое и имеет глубоко расположенный центр тяжести, чтобы всадник сидел глубоко. По этой причине обивка седла немного уменьшена.

     Крылья  узкие, прямо обрезанные и длинные, так чтобы всадник мог сидеть с относительно выпрямленной ногой  и глубоко лежащим коленом. Подколенные валики могут быть минимальными или вовсе отсутствовать, чтобы не мешать посадке с длинным стременем. Так нога всадника плотнее прилегает к лошади. Задняя лука в оптимальном случае лишь немного выше передней и вследствие своего изгиба требует глубокой посадки всадника на лошади. Полки короткие и узкие, чтобы при езде очень тонкие команды весом всадника точно передавались лошади через седельные подушки спине лошади.

     ?сходя  из строения, можно сделать вывод, что выездковое седло действительно подходит лишь для выездки с выпрямленной, глубокой выездковой посадкой. Для любителя седло предоставляет слишком малую опору, особенно на пересеченной местности и при легкой посадке. Также по причине особенностей нижнего строения и из-за коротких седельных подушек седло не подходит для длительной езды, при более долгом применении оно обусловливает появление у лошади болей в спине и может привести к появлению наминов и потертостей. Применяемый у выездкового седла ленчик по своей форме и изгибу подходит скорее полукровкам и не особенно хорошо лежит на круглоребрых пони, маленьких лошадях и лошадях восточных пород. С таким седлом резко возрастает риск появления наминов. Седло должно применяться в классической выездке. 

     Седло для конкура (конкурное седло)

     Седло для конкура отличается от выездкового  по трем существенным пунктам. Во-первых, передняя лука наклонена назад, причем крыло выдается дальше нее вперед. При этом оно не такое длинное, как у выездкового седла, поскольку  спортсмен едет с конкурной посадкой с коротким стременем. За счет этого колено всадника идет выше и дальше вперед, чем на выездковом седле. Во-вторых, под или на крыле имеются обивочные валики, подколенный или бедренный. Эти валики формируют настоящие углубления для ног всадника, фиксируют таким образом его положение и требуют столь важного в конкурной посадке примыкания коленей и шенкелей. Кроме того, у седла для конкура более длинное сиденье.

     Также венец седла для конкура более  плоский, чем у выездкового седла. За счет формы сиденья седельные подушки несколько длиннее и сильнее вытянуты назад.

     Сиденье обычно сильно «приталено», то есть с  очень узкой центральной честью. Это означает, что долгое сидение  в подобном седле не особенно удобно. Такая узкая поверхность обусловливает  также небольшую зону контакта со спиной лошади со всеми известными вытекающими отсюда проблемами. ? у седла для конкура речь идет о том, что это седло специализировано для спорта и не подходит для длительной езды на местности. 

     Троеборное  седло

     Троеборное  седло, коротко называемое также VS-седло, пожалуй, наиболее часто встречающийся тип седла, поскольку оно лучше прочих подходит для разностороннего применения. Его крылья короче, чем у выездкового седла и не так сильно выдаются вперед, как у седла для конкура. Передний и часто задний край крыла или потника оснащены валиками, которые не так сильно выражены, как у седла для конкура, однако предоставляют очевидную опору.

     Сиденье приблизительно той же длины, что  и у седла для конкура, однако имеет относительно глубокий центр тяжести. Ленчик VS-седла в передней луке имеет наклон примерно 45° в направлении сиденья. Эта форма седла также скорее подходит для полукровок и породистых лошадей с выраженной холкой и хорошо подходящей для седла спиной. У лошадей с круглыми ребрами оно быстро сползает, слегка давит и поэтому должно укрепляться нагрудником. 

     Специальные сёдла

     Седло для скачек

     Нельзя  обойтись без упоминания плоского скакового  седла. Среди всех европейских седел  оно, с максимальным весом 1,5 кг, является самым легким. Ленчик совсем плоский и узкий, поскольку это седло предназначается не для сидения. Задняя лука совершенно плоская. Многие скаковые седла полностью отказываются от ленчика и заменяют его на формованный войлок, который даже не надо обивать. Оно соответствует вместе с тем применяемой сегодня все чаще седельной подушке. По причине отсутствия ленчика, она не может давить ни на спину, ни на плечи. Правда, для применения подобных седельных подушек предпосылкой должна быть правильная скаковая посадка всадника (на скачках — жокея), поскольку иначе он создаст проблемы спине лошади своей посадкой и беспокойными движениями — а именно, в значительно более сильном выражении, чем это возможно при общепринятом седле. Несмотря на это, скаковые седла, а особенно для начинающих всадников в детском возрасте, предоставляют очень хорошую возможность освоения прямого контакта со спиной лошади. 

     Дамское седло

     Дамское седло в известных вариациях  существует уже с XVI века. Седло с  плоским ленчиком и одним крылом. Поверхность седла обычно покрыта кожей оленя или косули, чтобы дать всаднице нескользящую посадку. Передняя лука имеет два рога, формирующих вилку. В верхней части вилки лежит правая нога всадницы. Левая часть седла состоит из крыла и одного стремени. Таким образом всадница управляет лошадью только левым шенкелем.

     Английское  дамское седло состоит из обтянутого кожей ленчика, неравномерных кожаных  крыльев, подкрылка с одной стороны, приструг с каждой стороны седла, одной или двух съемных подпруг, левого путлища и левого стремени. Путлище спрятано под крылом, имеющим, как правило, особую защелку - типа "собачки", которая в момент падения всадницы срабатывает, высвобождая путлище.

     Средний вес старых английских дамских седел  в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

     Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

     Сиденье дамского седла должно быть почти  идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должна соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

     Седельная подушка приподнимает дамское седло  гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

     Стремя  дамского седла короче и имеет  свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении.

     Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. ?ногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

     Текстильное седло

     Седла из высокотехнологичных (High-Tech) тканей принципиально не сильно отличаются от обычных кожаных седел. Однако текстильные седла существенно легче. Они весят 3—4 кг, а кожаное — 6—7 кг. Во-вторых, из-за обивки они часто лучше подходят спине лошади, чем сделанное на базе стабильного ленчика кожаное седло. Соотношение цены и качества здесь однозначно хорошее, даже если подобное седло при аналогичном уходе протянет не так долго, как хорошее кожаное. Еще одно преимущество такого седла заключается в том, что они относительно безопасно могут применяться у разных лошадей. Сменить железо в луке или переставить очень легко. Кроме того, переставляемое железо очень практично, поскольку спина лошади может явно меняться в зависимости от степени упитанности или тренированности.

     Уход  за текстильными седлами очень простой. ?спачканное седло можно почистить влажным полотенцем или губкой, поскольку эти ткани быстро высыхают. Дополнительно отпадает необходимость смазывания жиром, что совершенно необходимо у кожаных седел. При уходе за седлом особое внимание следует уделять ременным деталям. Рваные или треснувшие приструги и путлища из соображений безопасности следует сразу поменять. 

     Строевые  сёдла

     Для любителей классическая альтернатива ковбойскому седлу — это наверняка  строевое седло. Это седло объединяет сиденье и строение английского спортивного седла с щадящими широкими плоскостями прилегания ковбойского седла, хотя этот пункт у строевого седла, к сожалению, не столь элегантен, как у ковбойского седла с его защитной юбкой.

     Яснее всего можно понять разницу между  английским спортивным седлом и строевым, если повертеть оба в руках и сравнить изнанку, которая обычно прилегает к спине лошади. У спортивных седел собственно прилегающая поверхность, то есть обшитые седельные подушки, от 3 до 5 см шириной и в зависимости от величины седла 45— 55 см длиной. Это означает, что всадник со средним весом 75 кг, то есть нетолстый взрослый, нагружает с данным седлом спину лошади приблизительно на 230 г/см2 . Поскольку прилегающая поверхность строевого седла в ширину в среднем 8—10 см и в длину 55—65 см, что значительно больше, то тогда всадник давит уже с силой только 60 г/см2, а поэтому лошади гораздо приятнее нести его.

     За  счет этого однозначно более хорошего распределения давления такие седла  подходят для длительных поездок  и походов, к тому же, в противоположность спортивному, это седло имеет много грузовых колец и петель, на которых можно прикрепить багаж. Явно возвышающаяся над спиной полка дает дополнительное преимущество, которое заключается в том, что несмотря на багаж и переметные сумы не нарушается вентиляция позвоночного столба. Переметные сумы здесь крепятся на полке и не лежат прямо на попоне.

     ?звестные производители – такие как Forestier и Appaloosa предлагают рабочие седла  очень высокого качества по доступной  цене для всевозможных целей. ?меются разнообразные ленчики и формы исполнения для всех типов лошадей. 
 

     Военное седло

     Военные, или армейские, седла широко распространены в мире там, где есть кавалерия. Покрой по возможности универсальный, поскольку  седла у военных должны подходить многим лошадям. Седла бывают различной величины, например, в немецком вермахте было пять размеров, однако принцип строения всегда одинаков. Седла сделаны таким образом, чтобы не вредить спине лошади при длительном ношении.

     В качестве представителя этого типа седел здесь может выступать немецкое армейское седло 25. Это седло также строевое, которое из-за своего особого строения нижней части (ленчика и передней и задней лук) подходит почти любой лошадиной спине, поскольку имеет гребень пяти различных размеров с соответствующими отличиями:

№ 1 для тонкокостных лошадей с высокой холкой

№ 2 для тонкокостных лошадей

№ 3 для лошадей  средней полноты с высокой  холкой

№ 4 для лошадей  средней полноты

№ 5 для лошадей  тяжелых пород

     На  соответствующем основании, еще совершенно классическом — с железом в передней луке, полками с помощью передней луки формируется базис для сиденья. Оно слегка приподнято, так что при первой пробе седла при некоторых обстоятельствах возникает ощущение, что сидишь над лошадью. Седло или обито, или имеет войлочные подкладки с обеих сторон. В середине венца есть пряжка для пристегивания шинели. На многочисленных кольцах и крючках можно закрепить багаж.

     Крыло нормальной ширины, но довольно длинное, так что седло позволяет вытянуть ноги и расслабиться при долгих поездках. Стремена тяжелые, широкие и с хорошей опорной площадкой; за счет этого возможна езда в тяжелой обуви. Армейское седло 25 имеет 3 приструги, поэтому в пути одна оборвавшаяся подпруга не создает сложностей. Любителю долгих прогулок будет интересно узнать, что сегодня в продаже имеются относящиеся к армейскому седлу переметные сумы, так что их можно купить в дополнение и таким образом получить укомплектованное походное седло, которое раньше применялось в кавалерии.

     Перед покупкой армейского седла имеет смысл внимательно осмотреться на рынке. До сих пор встречаются оригинальные седла, которые, как и прежде, находятся в весьма удовлетворительном состоянии за счет хорошего ухода. ? здесь также следует тщательно проверить, в порядке ли полки, или же они разбиты. Далее решающую роль для цены играет состояние кожи и общее состояние.

     Существенным  преимуществом этих седел является то, что в случае поломки они  относительно легко могут ремонтироваться  самим всадником. В любом случае, в продаже имеются седла, сделанные по образцу армейских, так что такое седло всегда можно купить с гарантией.

     В последние годы на рынке появились  многочисленные троеборные или походные седла, которые в чем-то напоминают принцип военного или рабочего седла. 

     Рабочие сёдла

     ?нтересно пронаблюдать и сравнить пути развития седла в разных странах. Почти  в каждой стране с определенными  традициями работы с лошадью есть рабочие седла, которые в принципе очень похожи. Менталитет и вкус нанесли свой отпечаток лишь на внешний рисунок седла, но не на принцип строения. Как доказательство можно сравнить между собой многочисленные седла: «Стоксеттл» (Stocksaddle) из Австралии, седло Мак-Клилена из Канады ( McClellan saddle), седло гаучо из Перу или других стран Южной Америки, пастушье седло из Camargue (Франция), пастушье седло из Doma Vaquera (?спания).

     Все эти седла — строевые, щадящие  спину лошади и позволяющие воздуху  циркулировать. Они пристегиваются так, что не ограничивают свободу  движения плеч лошади. Седла различаются  по изгибу и длине полок, а также по ширине и высоте гребня передней луки, потому что с течением столетий подгонялись под определенную породу лошадей. «Стоксеттл» из Австралии, например, имеет относительно узкий и высокий гребень в комбинации со слегка изогнутыми полками, поскольку лошади аборигенных пород довольно изящны. В ходе дальнейшего распространения седло делалось с другими величинами гребня, чтобы подходить прочим породам.

     Седло Мак-Клилена — с уверенностью можно сказать, что оно самое интересное — имеет лишь слегка выгнутые вверх полки. Эти седла предпочитала использовать американская кавалерия, они и до сего дня используются американской конной полицией. К сожалению, у седла Мак-Клилена нет очень широкого гребня, так что его нельзя использовать у некоторых европейских пони и мелких пород лошадей, хотя оно и подходит по длине коротким, компактным лошадям.

     Южноамериканское  седло гаучо, напротив, создано для полных лошадей с сильными плечами, но при этом с холкой. Кроме южноамериканских пород Paso, Criollo и Mangalarga, в Европе таких лошадей вряд ли можно где-то найти.

     ?зобретенное  специально для пастушьих лошадей  Camargue пастушье седло хорошо подходит также Berber, тяжелым арабским типам и легким полукровкам. Но и при использовании рабочего седла для каждой лошади нужно обязательно подобрать подходящее.

Другие новости раздела